О деловой активности в розничной торговле
Органами статистики проведено очередное выборочное обследование конъюнктуры и деловой активности розничных торговых предприятий Иркутской области. Обследование базируется на оценке руководителями торговых организаций различных аспектов их экономической деятельности в текущем периоде и прогнозе тенденций развития в ближайшей перспективе.
Большинство опрошенных руководителей (69%) считают сложившуюся экономическую ситуацию удовлетворительной. На благоприятную экономическую ситуацию указали 11% респондентов, неблагоприятную – 20%. В сравнении с предыдущим кварталом произошел небольшой сдвиг в позитивную сторону.
Постоянный объем заказов отметили более половины (59%) руководителей торговых организаций, а в случае изменений чаще отмечалось сокращение.
Об уменьшении объёма продаж в натуральном выражении сообщили 31% организаций, при этом 48% сохранили стабильный объем реализации, 21% показали его увеличение.
Большинство торгующих организаций (77%) имели сложившийся ассортимент товаров, при этом 15% расширили ассортимент, а 8% указали на его уменьшение. Преобладающее большинство (79%) предприятий имели в продаже импортную продукцию, ее доля в общем объеме продаж составляла в среднем 25%.
Каждая третья организация продает товары в кредит, реализуя таким образом 15% от количества проданных товаров.
В системе расчетов за приобретенные товары по-прежнему преобладают безналичные платежи. Нередко одной организацией используются различные виды оплаты: предоплата, по факту реализации, по получении товара.
Остается на низком уровне обеспеченность торгующих организаций собственными финансовыми ресурсами.
Прежний размер прибыли сохранили 49% организаций. Выросла прибыль у 20% организаций, но уменьшение наблюдается чаще (31%).
По мнению многих респондентов, для возмещения затрат и получения необходимой прибыли торговая наценка должна составлять 16-30% к стоимости проданных товаров. В каждом третьем случае желаемый уровень наценки - 31-50%, а в каждом пятом - более 50%.
Более половины (55%) респондентов признались в повышении цен. Конкуренция в определенной мере сдерживает рост цен. Большинство опрошенных руководителей (72%) считают средней конкурентоспособность своих организаций, 17% респондентов назвали ее низкой и лишь 11% - высокой.
Главным сдерживающим фактором дальнейшего развития считается недостаточный платежеспособный спрос. На втором месте по силе негативного воздействия – высокий уровень налогов. Существует немало других факторов, тормозящих развитие торговли (недостаток финансовых средств, конкуренция, высокие расходы на аренду и доставку товаров и т.п.). Но 11% опрошенных отметили отсутствие ограничений.
Оценивая перспективы своей деятельности в следующем квартале, большинство респондентов не ждут изменений, а другие мнения разделились практически поровну: 13% прогнозируют ухудшение ситуации, а 12% надеются на улучшение. Каждый четвертый руководитель планирует увеличить объем продаж в натуральном выражении. Каждый второй участник опроса, не собираясь менять торговую наценку, предвидит увеличение цен реализации.
Предпринимательская уверенность в розничной торговле не на высоте, показатель чуть выше нулевой отметки (0,6 процентных пункта). Во втором квартале этот индекс, учитывающий динамику экономической ситуации и уровень складских запасов, был немного выше (2,9 пункта).