Иркутская область в годы Великой Отечественной войны была надежным тылом, в котором, не жалея сил, взрослые и дети ковали нашу Победу. За свой трудовой подвиг 86179 человек получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
К началу Великой отечественной войны в Иркутской области насчитывалось 748 промышленных предприятий при общей численности промышленно-производственного персонала около 80 тыс. человек. В тяжелые для всей страны годы предприятия области в кратчайшие сроки перепрофилировались на выпуск продукции для фронта, руководствуясь девизом "Все для фронта, все для Победы!". В регионе производилось более 50 предметов оборонного значения, в том числе стрелковое оружие, минометы, детали для «Катюши», гранаты, деревянные части самолетов, инженерное снаряжение, противотанковые бутылки с зажигательной смесью. Выпускались также одежда и обувь для бойцов, медикаменты и ампулы для лекарств, сухари, пищевые концентраты.
Кроме того, область стала крупной площадкой для размещения эвакуированных предприятий. Уже в августе 1941г. в Приангарье прибыли первые эшелоны с оборудованием фабрик и заводов, сырьем, рабочими и служащими из охваченных войной регионов. В ноябре 1941г. в Иркутск был эвакуирован Московский авиационный завод №39. Его оборудование разместилось на производственных площадях авиазавода №125. Кроме того в регион прибыли патронный и абразивный заводы, швейная фабрика имени Воровского, фабрика головных уборов из Одессы, обувная фабрика из Днепропетровска, хромовый завод из Серпухова, модельная мастерская из Одессы. Уже к середине октября 1941г. производство на обувной фабрике было запущено, а к середине декабря - выполнено 85% плана.
Всего Иркутская область приняла 22 крупных предприятия, около 10 трестов и сырьевых баз.
На базе Иркутского завода тяжелого машиностроения в ноябре 1941 года был размещен Старокраматорский машиностроительный завод. С прибытием оборудования и людей из Донбасса, ИЗТМ был реконструирован. Трудовой коллектив завода с 2 514 человек в 1941 году увеличился до 5 583 человек к началу 1945 года. С конца 1942 года ИЗТМ начал производить нестандартное оборудование для других предприятий страны, что имело большое оборонное значение. Завод укомплектовал оборудованием 9 доменных и 52 мартеновские печи, 16 прокатных станов, 31 коксовую батарею. Кроме того, завод освоил изготовление протяжных станов, подъемных машин, пневмопушек для забивания доменной летки. За годы войны выпуск валовой продукции завода увеличился в 3,5 раза.
Иркутский авиационный завод в начале войны наладил выпуск двухмоторных скоростных самолетов, превосходивших немецкие бомбардировщики типа «хейнкель» и «юнкерс», а также бомбардировщиков и самолетов Ер-2 и Ер-2 ОН (особого назначения), способных совершать беспосадочные перелеты из Иркутска до Москвы (в то время это было рекордом). За 1941-1945 гг. на авиазаводе было произведено 2174 боевых самолета. При этом в сутки на предприятии собирали 2-5 лётных машин.
В 1943-1945 гг. реконструируется Восточно-Сибирская железная дорога, в связи с возросшими потребностями на перевозки. Железнодорожный транспорт принял на себя огромную нагрузку с первых дней войны. Для выполнения особых заданий на транспортировку военных грузов и перевозку эвакуированных объектов и людей с запада на восток требовались новые решения. На транспорте был введен особый график военного времени. Стал практиковаться пуск спаренных и сдвоенных поездов, возросла скорость движения.
Комментарии пока отсутствуют.