Размер шрифта
Цвет сайта
Изображения
zoom_in
zoom_out

Торговля в Приангарье

23 июля свой профессиональный праздник отмечают торговые работники. Иркутскстат поздравляет всех причастных к этой профессии,  а это почти пятая часть занятых в Приангарье.

 

Торговля всегда имела особое значение для Иркутска и области.  Уже к концу XVII века Иркутский острог превратился в значимый торгово-ремесленный центр Сибири. Расположенный на пересечении торговых путей, он притягивал караваны монгольских и бухарских торговцев. Центром острога был гостиный двор с лавками и складами, со временем торговая деятельность вышла за стены острога, появилась большая торговая площадь, новые гостиные дворы и лавки.  Строительство железной дороги в 1890-х годах еще более укрепило экономические связи и развитие торговой инфраструктуры. К концу XIX - началу XX века Иркутск стал крупным деловым центром, имел современные торговые пассажи, массу удобных магазинов и мелких лавочек с самыми разнообразными товарами, был знаменит купеческими династиями и их значительным вкладом в развитие региона.

 Торговля является важнейшей сферой жизнеобеспечения, это одна из крупнейших и динамично развивающихся отраслей в России. Она обеспечивает население товарами и услугами, наполняет бюджеты регионов, создает рабочие места.  Торговля быстрее других отраслей реагирует на появление новых технологий и тенденций в обществе - появляются новые способы торговли, формы расчета, меняется ассортимент, учитывая потребительские предпочтения.

Статистические данные торговли всегда являлись важными составляющими социально-экономических показателей развития региона, а динамика торговых предприятий находилась под влиянием общих исторических и экономических процессов.

Довоенный период отмечен ростом и развитием числа торговых предприятий. В 1937 году сеть предприятий розничной торговли в Иркутской области состояла из 3242 магазинов и 527 палаток, при этом большая часть (62,4%) торговых предприятий находились в сельской местности, но в силу небольших размеров они обеспечивали лишь четверть оборота розничной торговли области.

Оборот розничной торговли  в 1937 году составил 134,3 млн. рублей, это примерно 103 рубля на человека в год. В довоенное время в розничной торговле работало  около 10,8 тыс. человек.

В период Великой Отечественной войны число магазинов стало сокращаться, а вместе с ним и розничный товарооборот. Но с 1944 года наметился рост этих показателей, однако, довоенного уровня они достигли лишь в 1947 году.

Ассортимент товаров был ограниченным. В связи с тем, что  доходы населения были крайне низкими, приобретались в основном продовольственные товары, к концу войны они составляли 82% товарооборота, причем самую значительную долю занимал хлеб – 11%. В 1945 году на 1000 жителей приходилось 2 магазина, а оборот розничной торговли на душу населения составил 122 рубля. При этом на рынке г. Иркутска килограмм картофеля стоил 70 копеек, мясо - в среднем 11,3 рубля, масло животное – 26,5 рублей.

В 50-х годах прошлого века началось бурное развитие торговой сети.

Расширялся и ассортимент, с повышением покупательной способности снижалась доля продовольственных товаров, в 1950 году она составила 63,8%, в 1960 – 54,8%.

В 60-70-е годы активно внедрялись новые методы торговли (появились магазины самообслуживания, магазины, торгующие по образцам, с открытой выкладкой товара и т.д.), повышавшие эффективность использования розничной торговой сети. Как правило, это были крупные торговые предприятия, с 1965 по 1971 год их доля в областном товарообороте возросла с 13 до 24%. 

В этот период растет техническое оснащение магазинов, появляются торговые автоматы, контрольно-кассовые машины, фасовочно-упаковочное и холодильное оборудование.

В 1980 - 1992 г. торговля осуществлялась через розничную сеть, принадлежащую различным министерствам и ведомствам, магазины были государственными или находились в собственности потребительской кооперации. По количеству предприятий и, особенно по объему оборота розничной торговли преобладала государственная торговля.  

Магазины потребительской кооперации были расположены, в основном, в сельской местности, имели небольшую площадь (48 кв. м - в 1980 г.; 77 – в 1993) и торговали преимущественно продовольственными товарами. Средняя площадь государственных предприятий была больше (соответственно 71 и 96 кв. м), а их специализация разнообразнее.

Доля предприятий потребительской кооперации в обороте розничной торговли в  советские годы была довольно значительной. В 1937 году она составляла 18 %, в 1942 - 30%, до 1960 года держалась на уровне 24-27%, в 1960-1990 – 20-22%. С 1992 ее доля стала резко снижаться, и в 2000 году составляла лишь 1%, а  в 2021 – 0,1%.

Принятый в 1992 году  Закон «О свободе торговли» в корне изменил существующую торговую модель, создал благоприятные условия для возникновения огромного числа стихийных мест торговли.  В 1992–1994 годах «челноки», возившие товары из Турции, Польши, Финляндии, Китая реализовывали их на рынках и торговых площадях, а зачастую и просто на остановках общественного транспорта. Они  не регистрировали свою предпринимательскую деятельность, не платили никаких налогов, но  прибыль от  поездок была высока, за счет огромных наценок. Самые успешные из них хотели развиваться и расширять свою деятельность, а процесс приватизации способствовал этому - так  появились магазины частной и смешанной форм собственности, где велась уже более цивилизованная торговля.  Однако многие по-прежнему предпочитали торговать на рынках или арендовать место в  образовывающихся торговых центрах, зарегистрировавшись, как индивидуальные предприниматели.

В 1999-2005 годах значительный вклад в обеспечение населения товарами вносили индивидуальные предприниматели и рынки. В 2000 году их доля в обороте розничной торговли области составляла 44% и  22% соответственно.  Но с середины 2000-х ситуация начинает меняться, доли крупных и малых предприятий постепенно увеличиваются. Этому способствовало развитие сетевой торговля, как в целом по стране, так и в Иркутской области. К сетевым относят предприятия торговли, имеющих централизованное управление и снабжение, общую ассортиментную матрицу, единую ценовую политику и оформление торговых точек, что естественно приводит к укрупнению предприятий.

Особенностью крупных торговых сетей является исключение из системы товародвижения оптовой торговли,  а иногда  и производителей продукции, так  некоторые сетевые предприятия могут сами от начала до конца производить часть товаров.

Торговая сеть «Слата» открыла первый магазин в 2002 году,  а  позже - ряд супермаркетов  эконом-класса «Хлеб-Соль». В настоящее это самая крупная сетевая компаниями в области.  Федеральные и межрегиональные сетевые  компании  стали активно заходить в область с начала 2010-х годах.. Это хорошо знакомые всем жителям Приангарья супер- и гипермаркеты «О’кей», «Лента», «Metro CC» «Leroy Merlin», «Пятерочка», Л’Этуаль, DNS, М-Видео, Эльдорадо, Читай-город и др. Если десять лет назад, в 2011 году, доля сетевой торговли составляла  лишь 14% розничного оборота,  то в  2021 году  сетевые организации обеспечивают  его треть - 32,3%.

Оборот розничной торговли в 2021 году составил 473,3 млрд. рублей,  в том числе 47,5%  - продовольственные товары, 52,5% - непродовольственные,  на одного жителя приходится 201 тыс. руб.

На начало 2021 года торговая сеть области включает 14591 магазин со средней площадью 115 кв., 2577 павильонов и 1034 торговых палаток. Кроме того, функционируют 778 аптек средней площадью 46 кв. метров и 468 аптечных пунктов. По предварительным данным за 2021 год в торговле работает 186 тыс. человек, это 17% всего занятого населения области.   

В современном мире нельзя обойтись без Интернета, он тесно связан и с торговлей, т.к. помогает максимально увеличивать каналы продаж. Многие магазины открывают интернет-площадки, а иные только там и работают.

Интернет-поиск в магазинах товаров со скидками стал самым популярным способом экономии у покупателей. В 2021 году доля электронных продаж у торговых предприятий области составила 2% от общего оборота розничной торговли и за год увеличилась в 1,5 раза. 

Сложность оценки объемов электронной торговли состоит в том, что интернет не имеет государственных и региональных границ, Поэтому правильнее будет ориентироваться на обследования покупателей.

По данным обследования домашних хозяйств по вопросам использования информационных технологий, в 2021 году 47,5% населения области в возрасте от 15 лет совершали покупки в интернете. Чаще всего  они заказывали одежду, обувь, спорттовары, предметы домашнего обихода (мебель, посуда, предметы интерьера и игрушки), продукты питания и бакалейные товары, косметику и парфюмерию, медицинские товары.

Очевидно, что с каждым годом доля электронной торговли будет увеличиваться, сокращая обороты традиционных магазинов.

 

 

 

23 июля – День торговли!
676.46 Кб, 22.07.2022

Комментарии пока отсутствуют.


Для того, чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь в личном кабинете или зарегистрируйте новый аккаунт на сайте Росстата

Получайте только свежую статистику Росстата

Подпишитесь на рассылку и на указанный электронный адрес мы будем присылать регулярную подборку последних новостей