Ежемесячно 46 крупных и средних организаций и раз в квартал 38 малых предприятий участвуют в выборочном обследовании деловой активности добывающих и обрабатывающих предприятий, а также в сфере обеспечения электрической энергией, газом и паром, кондиционирования воздуха. Цель обследования - изучение ситуации в сфере материальных и трудовых ресурсов, ценообразования, производства продукции, конкуренции и других аспектов деятельности.
По оценке руководителей предприятий, к концу прошлого года произошли отдельные позитивные изменения: сократились складские запасы сырья и материалов, укрепилась конкурентная позиция на внешнем рынке. Однако отмечается рост цен на сырье и материалы, что влияет на уровень цен готовой продукции.
Только пятая часть обследованных предприятий имели практически полную загрузку мощностей (на 91-100%). Большинство опрошенных руководителей (72-80%) полагают, что имеющихся мощностей достаточно относительно ожидаемого спроса на продукцию в ближайшие полгода. А для 7-8% субъектов хозяйствования оборудования - более чем достаточно.
Важным фактором успешной работы является спрос на выпускаемую продукцию. Наиболее острая ситуация складывается в малом бизнесе. Доля крупных и средних организаций, имеющих фронт работ на год вперед, составила 23,9%, против 11% малых предприятий, а обеспеченных работой лишь на месяц – соответственно 19,5% и 27% предприятий.
В зависимости от статуса субъектов хозяйствования мнения респондентов в отношении факторов, тормозящих развитие, несколько различаются, но в числе главных причин традиционно называется неопределенность экономической ситуации, низкий спрос на продукцию на внутреннем рынке, высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств. Причем из-за недостатка квалифицированных рабочих больше страдают крупные и средние организации, а все другие факторы, особенно неопределенность экономической ситуации, заметно большее негативное влияние оказывают на малый бизнес.
Свое мнение о состоянии конкурентной среды высказал каждый второй из опрошенных руководителей. Среди них 52% считают, что снизился уровень ненадлежащей рекламы, 22% отмечают снижение уровня недобросовестной конкуренции. Улучшение состояния конкурентной среды отметили 26% руководителей.
Не смотря на снижение предпринимательской уверенности к концу 2022 года до минус 7,9 на крупных и средних предприятий и до -10,3 в малом бизнесе, руководители (владельцы) организаций надеются на улучшение экономической ситуации в ближайшей перспективе.
Комментарии пока отсутствуют.